Шеф и Бус

История трогательных отношений молодого российского шеф-повара и старого немецкого автобуса тянет как минимум на мультфильм. А пока такого мультфильма нет, мы решили напрямую узнать у Сергея Леонова, как он стал владельцем антикварного транспортного средства.

ИНТЕРВЬЮ: Игорь Черский  ФОТО: Михаил Капралов и из архива Сергея Леонова

История трогательных отношений молодого российского шеф-повара и старого немецкого автобуса тянет как минимум на мультфильм. А пока такого мультфильма нет, мы решили напрямую узнать у Сергея Леонова, как он стал владельцем антикварного транспортного средства.

ИНТЕРВЬЮ: Игорь Черский  ФОТО: Михаил Капралов и из архива Сергея Леонова

  1. Шеф-повар Сергей Леонов и его микроавтобус Volkswagen Transporter T2

Действующие лица

Сергей Леонов — 34 года, уроженец Новомосковска, бренд-шеф сети французских бистро «Жан-Жак», сети английских пабов «Джон Донн» и сети детских кафе «Шардам». Эксперт Первого канала и журнала Time Out. Обладатель нескольких престижных поварских наград и званий.

Volkswagen Transporter T2. История от первых российских владельцев автомобиля, семьи Николаевых, город Кулебаки, Нижегородская область.

«В 1993 году мы с женой поехали в Мурманск, где и увидели этот Volkswagen Transporter T2 1978 года выпуска. Это была любовь с первого взгляда! Он родился в Германии, после был отправлен в Финляндию, где трудился на благо местного хозяйства. В 1992 году был продан, успешно пересёк финско-русскую границу, прибыл в город Мурманск, где и был нами куплен, а потом перевезён в Нижегородскую область на ПМЖ. В 90-х годах было очень тяжело с запчастями для иномарок, и когда двигателю ввиду физического износа пришёл конец, пришлось искать альтернативу. Из доступного по характеристикам подошёл от ВАЗ 2106. Получение разрешения на установку от НАМИ — история, заслуживающая отдельного рассказа. Более того, волею судьбы было получено разрешение от самого Фердинанда Пиха (одного из столпов концерна Volkswagen, внука основателя компании Фердинанда Порше. — Прим. ред). Началась бурная и интересная жизнь Бусика (так мы его зовём) в нашей семье. С ним мы объехали половину нашей страны. Но больше всего Бусик любил бывать с нами на природе, с палатками, на живописных берегах рек Оки и Тёши… Феноменальная проходимость позволяла забираться в такие дебри, где и тракторам страшно было. Все искренне считали, что у нас 4×4. Где бы мы ни были, Бусик привлекал к себе внимание, никого не оставлял равнодушным. Он прожил у нас почти 20 лет, а потом, когда мы познакомились с Сергеем Леоновым, Бусик переехал в Москву и попал в его заботливые руки. Сергей вдохнул в него новую жизнь, чему мы очень рады».

«Четыре года назад я забрал его из Нижегородской области, купив за 100 тыс. рублей»

Как приготовить автомобиль своей мечты

Как возникла идея купить старый немецкий микроавтобус?

Случайно. Лет десять назад я увидел фото где-то на просторах интернета. Влюбился, а потом очень долго искал. Изначально хотел купить Т1, который выпускался до 1957 года, но вскоре понял, что это нереально. Старых не найти, а восстановленный стоит от 3 до 5 миллионов рублей. Говорят, можно ввезти как культурно-историческую ценность, но уже без права ездить на нём. А как же не ездить! Поэтому я нашёл здесь Т2. Точнее, нашёл мне его специалист по антикварным фольксвагеновским автобусам Андрей Hotbug. Он занимается их реставрацией в Подмосковье, а заодно продаёт, общается с владельцами и прочее. Он и переслал мне объявление прежних владельцев о продаже. Зелёный, как я и мечтал. В 2013 году я забрал его из Нижегородской области, заплатив 100 тысяч рублей.

В каком состоянии была машина?

Поскольку аутентичность деталей прежним владельцам была не очень важна, автобус «отреставрировали» деталями отечественного автопрома. Мотор — от «шестёрки», детали передней панели — от уазика. Первые десять лет семья каталась на этой машине по России, а потом она ещё лет десять стояла в гараже. Сцена продажи была очень трогательной. Вышли все: муж, жена, дети. Жена была в тёмных очках — глаза были заплаканы. В семье очень боялись, что кто-то просто поиграет с «Бусиком», а потом сдаст в металлолом. Семья хотела, чтобы автобус попал в хорошие руки и жил дальше.

«Для людей, у которых я купил этот Volkswagen, он был фактически членом семьи».

Легко ли удалось оживить машину?

На удивление — да. Да и сам автобус умудрился после десяти лет простоя самостоятельно проехать километров 20. Но дальше мы от греха подальше подцепили его к моему автомобилю и до Москвы довезли на буксире. Я, конечно, рассчитывал слегка его обновить, а потом сразу и ездить. Но люди знающие сказали, что надо проводить реставрацию. Андрей Hotbug весь автомобиль разобрал, отпескоструил кузовные детали… Он же помогал заказывать запчасти из Германии. Volkswagen до сих пор продаёт оригинальные запчасти на эту модель! Они приходили новые, в коробочках, честь по чести. Хотя какие-то детали на Т2, как оказалось, можно подобрать и от новых моделей. А мотор нашли в той же Финляндии от другого подобного T2.

Полная реставрация с заменой всех необходимых запчастей на оригинальные заняла четыре года. Процесс лично контролировал хозяин автомобиля.

Как ощущения от вождения?

Дух свободы! Я наслаждаюсь всякий раз, когда сажусь за руль. И мне очень нравится это пружинное сиденье, на котором покачиваешься, как в седле. Механической коробки передач я очень боялся, а сейчас получаю удовольствие. И кстати, руль легко крутится даже без гидроусилителя.

Что можно сказать про реакцию людей?

Гаишники меня за всё время остановили только один раз, чтобы поинтересоваться, из какого музея я взял машину. Обычные люди реагируют бурно. Кто-то бибикает, кто-то машет. Некоторые подрезают, чтобы получше был ракурс для фото. А в итоге создают аварийные ситуации, потому что мне-то на нём тормозить тяжелее, чем им. И потом, он же из настоящего металла. Ему при ударе ничего не будет, а современной легковушке несладко придётся.

«Но главное, что мой автомобиль вызывает у людей радость! А в наше время положительных эмоций очень всем не хватает!»

Думаю, ты мог вдохновить читателей тоже приобрести себе что-нибудь раритетное. Поделись, пожалуйста, опытом.

Попробую. Самое важное изложу тезисно.

Первое. Надо сразу понять, что это очень дорогое удовольствие. Я только за первые четыре года вложил в ремонт более полутора миллионов и совершенства не достиг.

Второе. Важно осознать, что вложения эти ни окупить, ни вернуть, скорее всего, не получится.

Третье. Перед покупкой надо очень внимательно проверить все документы, номера на раме и двигателе, пробить всё это через ГИБДД. Если номера от времени не читаются, поставить машину на учёт будет крайне проблематично.

Четвёртое. Рекомендую заранее найти мастеров, которые займутся ремонтом или реставрацией. Хорошие специалисты обычно расписаны на полгода вперёд или год. Продумайте, как станете доставать запчасти.

Пятое. Приготовьтесь терпеть. Практически никто из мастеров, с кем мне пришлось общаться, не выполнил работу вовремя. Сроки умножать нужно сразу на три как минимум. И старайтесь не платить вперед.

Шестое. Нельзя унывать. Даже если закончились деньги и пришла мысль, что всё было сделано напрасно, нужно идти до конца.

При реставрации ты добивался полного соблюдения «исторической справедливости»?

Основной упор я сделал на грамотное восстановление кузова и ходовой части, чтобы кузовные элементы, подвеска, мотор и трансмиссия были родными. Хочу быть уверен, что мой автобус всегда заведётся и не подведёт меня в дороге. Что касается деталей интерьера, мне это не так важно.

К примеру, знатоки говорят, что строчка на отделке дверей в каком-то месте должна прерываться — это отличительная черта Т2 того года. А мне это фиолетово, прерывается она или нет. Особенно если переделка влетит в очередные 100 тысяч рублей, то есть в исходную цену автобуса.

С отделкой салона помогла моя мама, настоящая королева рукоделия. Два дня, нитки и ткань на 5 тысяч рублей — и получился очень милый и уютный салон. Он совершенно не аутентичный, но если вспомнить, как отделывали салоны таких автобусов хиппи, то он покажется торжеством скромности и аскетизма.

Ты разбираешься в автомобилях так же, как в кулинарном искусстве?

Не разбираюсь в них вообще! На меня люди из клуба любителей ретроавтобусов смотрели как на пришельца с другой планеты. «Ты куда вообще влез? Ты хоть знаешь, с чем связываешься?» — спрашивали они меня. А я реально не знал. Щи варить умею, а вот где в моторе стартер, понятия не имею. Обычно всё-таки ретроавтомобили в таком состоянии покупают люди, которые в них разбираются. А любители покупают чаще уже отреставрированные машины, хотя там тоже много подводных камней. Если видят, что у человека есть деньги, но нет понимания, могут впарить всё что угодно. И как правило, восстанавливают один внешний вид, а под капотом могут твориться полный ад и разруха. А мой автобус разбирали и восстанавливали на моих глазах, я сам покупал все запчасти и поэтому могу быть спокоен за его состояние.

«Чем больше ты преодолел трудностей в процессе реставрации машины, тем больше кайфа будешь испытывать от поездок на своём детище!»

Вы используете устаревший веб-браузер.

Для полноценной работы с сайтом Volkswagen Вам необходимо установить современный браузер.

Рекомендуемые браузеры:
Google Chrome 
Mozilla Firefox