По просьбам трудящихся

Volkswagen Crafter — это самая крупная модель немецкой марки, которая тем не менее относится к классу «лёгких коммерческих автомобилей». В 2017 году в России начались продажи совершенно нового поколения Crafter. Правда, сразу стоит уточнить: под именем Crafter скрываются десятки версий машины. Таковы законы жанра, требующего разнообразия.

ТЕКСТ: Сергей Шимаев  ФОТО: Михаил Капралов, VOLKSWAGEN AG

Volkswagen Crafter — это самая крупная модель немецкой марки, которая тем не менее относится к классу «лёгких коммерческих автомобилей». В 2017 году в России начались продажи совершенно нового поколения Crafter. Правда, сразу стоит уточнить: под именем Crafter скрываются десятки версий машины. Таковы законы жанра, требующего разнообразия.

ТЕКСТ: Сергей Шимаев  ФОТО: Михаил Капралов, VOLKSWAGEN AG

  1. Обзор Volkswagen Crafter нового поколения

Новый Crafter по многим показателям претендует на звание лучшего в классе, то есть в верхнем сегменте лёгкой коммерческой техники. Много усилий было приложено маркой Volkswagen Коммерческие автомобили для того, чтобы новая модель появилась на свет именно такой, близкой к идеалу. Права показать средний продукт у компании просто не было, да и значение новинки для концерна трудно переоценить. Достаточно сказать, что специально и исключительно для её производства в Польше был построен ультрасовременный завод   — с сотнями роботов, лазерной сваркой и многоступенчатой системой контроля качества.

Нынешнее поколение Crafter — второе. Но ему предшествовали две вышедшие в 1975 и 1996 годах модели Volkswagen LT (на фото слева).

В принципе, в практике изучения общественного мнения нет ничего нового. Многие компании интересуются, что нужно потребителям. Однако исследование, проведённое маркой Volkswagen Коммерческие автомобили, стало беспрецедентным. На протяжении нескольких месяцев в шести европейских странах были опрошены сотни пользователей техники класса Crafter, представляющие самые разные сегменты потребителей: от мелких лавочников до руководителей крупных транспортных компаний.

Люди, проводившие опросы, почти в буквальном смысле стояли над душой тех, для кого предстояло спроектировать новое поколение машины. Они катались вместе с водителями-курьерами по узким центральным улицам старых европейских городов, на практике понимая, какое значение имеют для них удобство входа-выхода, высота подножек и наличие систем, позволяющих запарковать достаточно крупную машину с ювелирной точностью.

Полный привод 4Motion можно усилить механической блокировской заднего дифференциала. Электронные блокировки на ведущих осях имеются стандартно.

У бригад, занятых в лесном хозяйстве, была своя правда: им нужно, чтобы на втором ряду сидений двойной кабины запросто размещались четверо мужчин неслабого десятка, а надёжную систему постоянного полного привода можно было заказать прямо с завода. 

По заветам Фердинанда Порше

Великому Фердинанду Порше, тому самому Порше, который ещё до Второй мировой войны придумал легендарную модель Kafer, более известную у нас под именем «Жук», приписывают такие слова: «Я оглянулся вокруг, не нашёл автомобиля своей мечты и решил сделать его сам».

Какое отношение эта роскошная цитата имеет к нашему рассказу? Сейчас объясним. Первое: Фердинанд Порше стоял у истоков концерна Volkswagen. Второе: именно с модели на базе «Жука» началась история подразделения Volkswagen Коммерческие автомобили: знаменитый Bulli был сделан на основе агрегатов Kafer . Третье: несколько лет назад снова пришлось вспомнить принцип «хочешь, чтобы было сделано хорошо, сделай это сам».

Дело в том, что знакомый всем Crafter предыдущего поколения, который продавался ещё не так давно, компания Volkswagen Коммерческие автомобили выпускала совместно с маркой Mercedes-Benz. Партнёр, безусловно, авторитетный, однако любая кооперация имеет как плюсы, так и определённые ограничения. Новое поколение Crafter марка Volkswagen Коммерческие автомобили решила сделать с чистого листа, основываясь на собственном понимании о том, «что такое хорошо и что такое плохо», а также на «мнении трудящихся».

ESP — стандартное оборудование нового Crafter. Последнее поколение системы умеет подавлять влияние на фургон резких порывов бокового ветра.

О своих проблемах с существующими автомобилями рассказали и «передельщики», они же «бодибилдеры», занятые изготовлением спецверсий на основе стандартных машин. Эти ребята, конечно, способны на многое — например, превратить стандартный фургон в карету скорой помощи, оборудованию которой могут позавидовать иные больницы, однако то, насколько легко пройдёт переделка и во что она обойдётся заказчику, в немалой степени зависит от устройства автомобиля, взятого за основу спецверсии.

Простой пример: при заказе фургона для дальнейшей переделки в рефрижератор боковая дверь получит иной, с большим вылетом, механизм открывания, учитывающий толщину термоизоляционного слоя. Или вот. Если посмотреть на кузов фургона изнутри, вы заметите множество отверстий в боковых панелях. Для снижения массы автомобиля? Такая версия имеет право на существование. В действительности для удобства последующей установки полок, стеллажей и различных защитных панелей — пластиковых, фанерных, композитных.

Два литра, дизель

Для нового Crafter предлагается линейка двухлитровых четырёхцилиндровых дизельных моторов различной мощности. Все двигатели специально разработаны для использования на коммерческой технике, то есть учитывают большие пробеги и повышенные нагрузки. Дизельный догреватель охлаждающей жидкости является стандартным оборудованием Crafter, предназначенных для России. «Котёл» ускоряет выход на рабочую температуру зимой. Межсервисный интервал — 20 000 км, но не реже одного раз в год. Коммерческий автомобиль не должен давать лишних поводов для посещения сервисных станций.

О защите бортов нового Crafter при маневрировании в ограниченном пространстве позаботятся боковые парктроники.

Она, кстати, рекордная: в фургон Crafter L4 умещается до шести европалет размера 1200×800 мм. Заметим, что палета проходит длинной стороной и через боковую дверь отделения с рабочим проёмом 1311 мм, самым широким в классе. Однако вместительность фургона определяет не только его длина, но и габаритная высота крыши. Она бывает обычной (2355 мм), высокой (2590 мм) и сверхвысокой (2798 мм). Короткие обозначения, соответственно, такие: H2, H3 и H4.

В зависимости от длины фургона и высоты крыши полезный объём грузового отделения составляет от 9,9 до 18,4 кубометра. По грузовому отделению нового Crafter c крышей H4 могут ходить, не склоняя головы, все члены российской сборной по баскетболу, включая наиболее высокого из них, Тимофея Мозгова, чей рост, по официальным данным, составляет завидные 216 см.

Правда, в этом месте требуется сделать небольшое уточнение. 2196 мм от пола до потолка будет лишь в Crafter со сверхвысокой крышей и передним приводом. Какая связь и в чём дело?

Для нового Crafter, как и для всех остальных моделей марки Volkswagen Коммерческие автомобили, предлагается камера заднего вида.

Задний привод привлекателен уменьшенным радиусом разворота (поскольку в передних колёсах нет шарниров, передающих крутящий момент от двигателя), высокими показателями грузоподъёмности и при этом отличным сцеплением ведущих колёс с дорогой. Чем больше грузите (основная нагрузка, понятно, приходится на задние колёса), тем лучше сцепление. Заднеприводным версиям, как наиболее тяжеловозным, положены сдвоенные задние колёса. Максимальная разрешённая масса Crafter с задним приводом — до 5,5 т. Кстати, вот ещё подсказка. Если вам встретится обозначение Crafter 30 или Crafter 55, не пугайтесь. В цифровом индексе зашифрована максимальная масса. 30 значит 3000 кг, 3 тонны.

Третий тип привода — постоянный полный 4MOTION на основе муфты с электронным управлением. Зачем нужны на коммерческом автомобиле четыре ведущих колеса, российским пользователям объяснять, наверное, не требуется. Добавим лишь, что к вполне стандартным пунктам — снег, лёд, бездорожье — добавляется буксировка прицепа в тяжёлых условиях. Для бригады монтажников, которым надо добраться «вон до той мачты в поле», полный привод не дополнительная страховка, а часто единственная возможность выполнить работу в срок.

Един во многих лицах

В разнообразии модификаций Crafter несложно запутаться, но мы попробуем систематизировать процесс запоминания.

Самый массовый и популярный вид кузова — таким он был в прошлом поколении и таким останется в новом — это фургон, именуемый на немецкий манер Kasten (главное значение этого слова в немецком — «ящик»). Итак, Crafter Kasten — закрытый цельнометаллический кузов с одной или двумя боковыми сдвижными дверями и парой задних распашных. Длина машины зависит от типа колёсной базы и размеров заднего свеса. При стандартной базе габаритная длина фургона будет равняться 5986 мм, при удлинённой — 6836 мм, при удлинённой с увеличенным задним свесом — 7391 мм. Эти варианты для простоты обозначаются как L3, L4 и L5. Ширина фургонов, как и остальных версий Crafter, стандартная, 2040 мм, так что, зная длину автомобиля, вполне можно догадаться о размере погрузочной площади.

Низкопольная версия Crafter с опциональной задней подножкой. Все для удобства работы служб доставки.

У каждого свои преимущества

Помните, мы рассказывали о курьерах, что целый день прыгают из автомобиля на дорогу и обратно? То в грузовое отделение надо зайти, то в кабину. Специально для них, а также других пользователей, которым очень нужен низкий уровень пола, была сделана версия Crafter с передним приводом. За счет того, что в нём отсутствует карданный вал, а задняя ось представляет собой простую балку, удалось опустить машину: уровень пола и подножек стал ближе к земле на целых 100 мм (погрузочная высота — 570 мм). Ерунда? Возможно, но в день набегают сэкономленные на подъёме метры. Кроме того, для нового Crafter — не только фургона, но и остальных версий — предлагаются и два других возможных типа привода.

Передний хорош низкопольностью и максимальными показателями объёма грузового отделения при минимальной собственной массе автомобиля.

Так выглядит Crafter Kasten со сверхвысокой крышей (вариант H4).
В фургон средней длины (L4) умещается шесть стандартных европалет (800 х 1200 мм).
Для грузового отделения доступны десятки опций: от LED-освещения до различных вариантов напольного покрытия.

Пол фургона Crafter, а также перегородку, отделяющую кабину от кузова, и потолок можно оснастить растровыми шинами, которые служат дополнительными точками фиксации ремней и прочих крепёжных приспособлений, обеспечивающих сохранность груза и бортов фургона. Надо ли говорить, что для боковин предлагается защита — фанерная или пластиковая. Отдельно проработан вопрос хранения длинномеров и разной мелочовки. Лестницы, стремянки, трубы и доски массой до 50 кг прекрасно размещаются под потолком на двух мощных опциональных скобах-кронштейнах, расстояние между подвесными держателями регулируется.

Для перчаток, тросов, строп, натяжителей-трещоток и тому подобных вещей предназначены карманы в задних дверях и ящики над колёсными арками: они, как вы, наверное, поняли, специально занимают не самое удобное для размещения основного груза пространство. Над кабиной может быть обустроена вместительная полка-антресоль с доступом из грузового отделения. Искусственное освещение в грузовом отделении обеспечивают четыре ярких и экономичных LED-светильника под потолком, естественную вентиляцию — два воздуховода, расположенные по диагонали, электропитание — розетки 12 В, находящиеся поблизости от дверей. Помимо того можно заказать внутреннюю розетку 230 В с питанием от внешнего источника: принимающий разъём установлен снаружи у заднего бампера.

Продуман от пола до потолка

На первый взгляд фургон кажется довольно простым типом кузова. Это недалеко от истины. Если он прочный, просторный и надёжно защищён от коррозии, много ли ещё надо? Европейскому покупателю — много. Отсюда такое разнообразие опций. Начнём с конца — задних распашных дверей. Стандартно они цельнометаллические, но есть вариант и с окнами, если нужно больше света. Стёкла дверей можно защитить от повреждения грузом, а заодно оградить товар от злоумышленников с помощью стальных решёток. Двери опционально оборудуются петлями, позволяющими открыть их на 270 градусов, то есть сложить вдоль бортов.

Широких боковых сдвижных дверей на заказ устанавливается две. Правая — это стандарт, левая — опция. Крепёжные проушины в новом Crafter расположены не только на полу, но и на разделительной перегородке: дополнительная пара такелажных петель точно не будет лишней при перевозке высоких неустойчивых грузов. Складная конструкция петель снижает риск повреждения товара, а заодно уменьшает вероятность того, что кто-то о них споткнётся. Металлический пол, покрытый эмалью в цвет кузова, предлагается защитить прочным настилом из ламинированной буковой фанеры толщиной 8 мм, доступ к такелажным петлям при этом останется свободным. Другой вариант — пол Universal.

Универсальным он назван потому, что подразумевает быстрый монтаж и демонтаж различных стеллажных систем (а также шкафов, верстаков, рабочих столов), предлагаемых сторонними производителями. Лёгкость процесса установки гарантируют специальные адаптеры.

Приспособление для перевозки длинномеров при необходимости легко снять.

Открыт на три стороны света

Существует категория потребителей, для которой нет ничего лучше классического грузовика с открытой платформой. И такой есть в семействе Crafter. Даже не один грузовик, а несколько. На выбор — три варианта длины автомобиля (7404, 7004 и 6204 мм) и два типа кабины. В одинарной — два или три места (в зависимости от типа пассажирского сиденья, индивидуального или двойного, с вещевым отделением под ним); в двухрядной двойной кабине — шесть или семь полноценных мест. Размер платформы — от 5,5 до 9,6 м2. Лёгкие, но прочные, открываемые на три стороны алюминиевые борта, как и складные такелажные петли на алюминиевом же полу, — стандартное оснащение версии Crafter Pritsche (Pritsche в переводе с немецкого — «платформа» или «полка»).

Для Pritsche существуют специальные опции, что вполне ожидаемо. Например, вместительный запираемый алюминиевый ящик за кабиной объёмом 640 л — отличное место для инструмента и личных вещей. Под платформой, не отнимая погрузочной площади, может быть установлена пара запираемых на ключ инструментальных ящиков объёмом более 70 л каждый (полезная нагрузка — до 40 кг). Прямо с завода автомобиль придёт к вам, если требуется, с держателем для лестниц; прочная рама за кабиной подходит и для перевозки других длинномеров, например досок. Тент с каркасом (высоту и цвет конструкции выбирает заказчик) тоже доступен как опция.

Volkswagen Сrafter не самый доступный автомобиль в классе, да и не может быть таким, однако низкие эксплуатационные расходы и традиционно высокая стоимость на вторичном рынке в корне меняют ситуацию: вложения полностью оправдывают себя.

«Зимние» опции crafter включают электрический обогрев сидений, руля, форсунок стеклоомывателя, ветрового стекла и боковых зеркал.

«Поженить» электронику автомобиля и дополнительное оборудование поможет специальный блок сопряжения. Он гарантирует не только удобство, но и безопасность работы. Например, проследит за тем, чтобы гидроборт нельзя было привести в движение, пока автомобиль не будет зафиксирован стояночным тормозом; он же проконтролирует, чтобы обороты двигателя обеспечивали нормальную работу оборудования. Блок сопряжения в варианте MAX способен принимать дистанционные команды — от смартфона, например. Водитель разгрузит самосвал, стоя от него в сторонке, если так ему удобнее. В кабине заранее предусмотрены места для дополнительных клавиш и установки блоков для управления специальным оборудованием. Кстати, не пора ли перейти в кабину?

Дать волю фантазии

Хотите загадку? Что будет, если снять с Crafter Pritsche открытую платформу?

Получится Crafter Шасси. Кабина, одинарная или двойная, а за ней прочная рама лестничного типа. Шасси — отличная основа для изготовления спецтехники на базе Crafter. Число её вариантов почти безгранично: изотермические фургоны-будки, лёгкие самосвалы с трёхсторонней разгрузкой, манипуляторы с платформой, авторефрижераторы, дома на колёсах, автовышки (подъёмники с люлькой), фургоны с задним гидробортом и так далее. Работу компаний-передельщиков облегчает заводская подготовка Crafter: по заказу под капотом будет стоять второй генератор (более 2000 Вт дополнительной электроэнергии); установлены модуль отбора механической мощности от коробки передач (двигатель готов отдать на сторону до 54 л.с.), второй аккумулятор, дополнительный компрессор кондиционера (для охлаждения воздуха внутри надстройки).

На просторном заднем ряду двойной кабины Crafter Шасси или бортового грузовика с комфортом размещаются четыре человека.

А что с питанием? Электропитанием?

В кабине нового Crafter вы найдёте до трёх розеток 12 В формата «прикуриватель». Зарядку мобильных устройств обеспечивает разъём USB. Но самое интересное — под креслом водителя. Там может быть установлена розетка 230 Вт очень приличной мощности — 300 Вт. Она работает от бортовой сети, что позволяет зарядить в дороге ноутбук или сменные батареи для шуруповёрта.

Отдельных слов заслуживает сиденье водителя

На выбор предлагается пять моделей. Стандартное (с регулировкой наклона спинки и продольного положения), комфортное (с регулировкой по высоте, подлокотником справа, регулируемой поясничной опорой), Comfort Plus (дополнено левым подлокотником и электрорегулировкой поясничной опоры по двум осям). На вершине — кресла ergoComfort и ergoActive. У них амортизирующая система, настраиваемая под вес конкретного водителя, которая снижает нагрузку на позвоночник при движении по дорогам плохого качества. Плюс к тому — регулировка по 20 направлениям, включая длину подушки, а на модели ergoActive — ещё и функция массажа.

Вам в помощь

Ассистент движения с прицепом задним ходом

Водитель устанавливает направление движения — руль крутится в автоматическом режиме. Повороты прицепа отслеживает камера заднего вида.

Радары, устанавливаемые в задней части кузова

Следят за слепыми зонами при перестроении и предупреждают о транспортных средствах, движущихся наперерез, при движении задним ходом.

Четыре подушки безопасности, датчик непристегнутого ремня, система непосредственного измерения давления в шинах, ассистент распознавания усталости водителя — неполный список опций раздела «Безопасность».

Другой ассистент — движения с прицепом задним ходом — тоже не мог бы существовать без «электрического» руля. А так — красота: вы задаёте на дисплее направление, куда должен попасть прицеп, автоматика выруливает сама. Если не пробовали, поверьте: в ручном режиме задача решается не слишком просто.

И напоследок ещё одна деталь, чтобы вы точно знали ответ на вопрос, стоит ли считать Crafter лучшим автомобилем в своём классе. Для него, и только для него, предлагаются полностью светодиодные фары. С автоматическим управлением дальним светом. Лидера видно издалека. И это не просто слова, а правда жизни.

Парковочный автопилот

Если «карман» по длине хотя бы на 1,5 м превосходит автомобиль, Crafter сам зарулит в него. А сначала найдёт подходящее место.

По высшему разряду

«Да, это настоящий Volkswagen», — скажет каждый, кто займёт место водителя в новом Crafter. Всё для жизни, работы, хорошего настроения. Наверное, первое, что обращает на себя внимание, — обилие ниш, полок, карманов. Кабина-органайзер! В дверях умещаются бутылки объёмом до 1,5 л. Справа и слева на передней панели — встроенные подстаканники. Такие не сломать случайным движением руки, здесь вообще всё сделано максимально прочным. Чуть ниже самого большого в классе вещевого (перчаточного) ящика — длинная открытая полка. Под ветровым стеклом ещё одна открытая ниша, только более просторная и разделённая на три части, чтобы телефон или ещё какая-нибудь нужная вещь, которую требуется иметь под рукой, не летала в поворотах от одной стойки к другой. Над ветровым стеклом тоже полки: чистоту в кабине поддерживать намного проще, когда есть возможность просто скрыть следы беспорядка.

Не меньше о классе автомобиля скажет и рулевое колесо. Во-первых, колонка регулируется по высоте и вылету. Во-вторых, руль может быть многофункциональным, с клавишами управления инфомедиа-системой, мобильным телефоном в режиме громкой связи и бортовым компьютером. В-третьих, для него предлагается отделка натуральной кожей. В-четвёртых, рулевое колесо по заказу оснащается электрическим обогревом. В-пятых, оно умеет само крутиться. Новинка — электрический усилитель, который служит основой различных ассистентов. В частности, парковочного автопилота, который сначала поможет найти подходящий карман вдоль проезжей части, а потом сам покрутит руль, чтобы машина встала точно на место. Тот же усилитель в составе ассистента удержания автомобиля в полосе деликатно подрулит, если Crafter начнёт уходить из занимаемого ряда через линию разметки с выключенным сигналом поворота: водитель, не зевай!

Вы используете устаревший веб-браузер.

Для полноценной работы с сайтом Volkswagen Вам необходимо установить современный браузер.

Рекомендуемые браузеры:
Google Chrome 
Mozilla Firefox