Amarok идёт на помощь

Помощь в оформлении европротокола при ДТП, буксировка фур, которые не могут тронуться с места на заснеженной дороге, замена проколотого колеса, содействие в оперативном вызове ГИБДД и коммунальных служб… Вот далеко не полный список важных и порой неотложных задач, которые приходится решать сотрудникам ЦОДД. Благодаря новым, недавно пришедшим на службу Volkswagen Amarok работать экипажам становится чуть легче

ТЕКСТ: Алексей Сергеев ФОТО: Тимофей Шерстенников

«Дорожный патруль» помогает водителям оформлять не очень хорошо знакомые большинству европротоколы

Парк «Дорожного патруля» недавно пополнился партией новеньких Volkswagen Amarok. Теперь в распоряжении службы 32 специально оборудованных и особым образом раскрашенных «Амарока», которые, по словам сотрудников ЦОДД, идеально подходят на роль помощников. 

Рассказывает Андрей Гаращук, заместитель начальника оперативного управления ЦОДД и начальник отдела «Дорожный патруль»: «Нам нужна была высокая машина с большим грузовым отсеком, мы рассматривали все предложения, которые есть на рынке среди пикапов. Их, конечно, немало, но по совокупности свойств именно Volkswagen Amarok отвечал всем нашим потребностям. Он высокий, «люстру» видно издалека, что очень важно, ведь нам приходится ограждать собой те же аварии на скоростных трассах, в левом ряду… Понимаете, насколько важно, чтобы другие участники движения заблаговременно были предупреждены об опасности и препятствии впереди.

Кроме того, у Amarok самые большие в этом классе грузовой отсек и салон. Это тоже было для нас важным фактором при выборе модели патрульной машины. Мы перевозим много оборудования, при этом значительную часть этого объема занимают конусы ограждения. Вот еще почему нам нужен был пикап: складывать конусы в закрытый багажник и уж тем более в салоне – и неудобно, и непрактично, потому что конусы порой пачкаются. А здесь – собрал, бросил в кузов и поехал дальше.

Еще, конечно, наши патрульные очень довольны тем, как он управляется. Amarok ведет себя как легковой автомобиль. Учитывая, что работаем мы в городе, в пробках, это очень важно. Смена длится восемь часов, и за рулем грузовика было бы тяжеловато.

При этом Volkswagen Amarok – настоящий силач-трудяга: с легкостью буксирует прицеп весом три с лишним тонны…»

Машины ЦОДД у большинства водителей ассоциируются со штрафами за неправильную парковку, эвакуацией (справедливости ради заметим, что ЦОДД этим не занимается) – в общем, со всевозможными карами в отношении автомобилистов. Наказание нарушителей и правда одна из функций, но все же главная задача ЦОДД содержится в расшифровке аббревиатуры – Центр организации дорожного движения.

Штаб-квартира этой городской службы представляет собой ситуационный центр, куда собирается вся информация о дорожной обстановке в столице. Отсюда направляются указания оперативным службам при крупных ДТП, регулируются светофоры, координируются действия экипажей «Дорожного патруля» ЦОДД.

Москвичи наверняка встречали автомобили «Дорожного патруля», так сказать, «на земле»: на проблемных, самых загруженных улицах и трассах они ежедневно решают проблемы заторов, стараясь максимально быстро освободить проезжую часть от пробок.

 

Андрей Гаращук совмещает две должности: руководит «Дорожным патрулем», а также является заместителем начальника оперативного управления ЦОДД

ВОПРЕКИ РАСПРОСТРАНЕННОМУ МНЕНИЮ ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА ЦОДД – НЕ СБОР ШТРАФОВ, А РЕГУЛИРОВАНИЕ ДВИЖЕНИЯ И ПОМОЩЬ 

Огромный багажник Volkswagen Amarok вмещает всё необходимое «Дорожному патрулю» оборудование
В задачи ЦОДД входит и контроль за дорожными знаками. Патрульные поправляют поврежденные знаки либо отправляют данные эксплуатационным службам

«Это реально большая проблема. Люди не верят в европротокол, точнее, боятся что-то сделать не так, ошибиться и остаться без компенсации. В нашем случае КАСКО ни у кого не было, повреждения несерьезные, царапины. Виновник своей вины не отрицает. Зачем ждать сотрудников ГИБДД, вообще неясно. Но, как только мы предложили помочь оформить европротокол, водители тут же согласились», – комментирует Андрей Гаращук.

Через 30 минут «Дорожный патруль» вновь возвращается в поток. Volkswagen Amarok пробирается сквозь пробки МКАД… В центральном ряду дорогу перегородили две «Газели». Одна буксировала сломавшуюся вторую, но не выдержала напряжения и тоже встала. Задача «Дорожного патруля» – освободить проезжую часть. Одну «Газель» прицепили к «Амароку», вторую – к другой «Газели», которую взмахом волшебной полосатой палочки остановил сотрудник ЦОДД. Водитель любезно согласился отбуксировать машину в безопасное место. 

Отчеты о ДТП, проблемах с дорожным покрытием, знаках с помощью штатного планшета тут же отправляются в ситуационный центр ЦОДД

«Это не значит, что нашей машине надо было вытащить из трясины намертво стоящие 30 тонн груза. Фуре даже на подъеме нужен импульс, толчок, дальше она поедет сама. И «Амароку» с его дизельным мотором хватает сил дать этот самый важный импульс», – продолжает Андрей Гаращук.

«Газели» отвезли на парковку у ближайшей заправки, путь снова свободен. Надолго ли? Но работа работой, а обед по расписанию. На него выделяется обычно час. Хочешь – проводи весь его в столовой, хочешь – быстро поешь и отдыхай в машине. Кстати, наш экипаж так и сделал. Просторный салон «Амарока» позволяет удобно расположиться и даже немного вздремнуть.  

Приятная помощь

Наш «Дорожный патруль» снова на МКАД, вялотекущая пробка, на обочине – неподвижный кроссовер и его водитель девушка, мечущаяся рядом с мобильным телефоном. В принципе машина проезду потока не мешает, но загораживает резервную полосу, по которой могут двигаться автомобили оперативных служб. Как не помочь попавшей в беду представительнице прекрасной половины человечества? Она пробила колесо, но как поставить запасное, не знает даже в теории.

«Конечно, это не наша обязанность. Однако женщинам или пожилым водителям мы стремимся по возможности помочь. У нас есть для этого и мощный домкрат, и соответствующие ключи, и опыт. У некоторых моделей автомобилей запаска находится под днищем, и, чтобы ее достать, особенно зимой, как минимум придется сильно испачкаться. А еще не всегда болты поддаются – нужна грубая мужская сила, да и химия, вроде растворителей ржавчины и так называемых «жидких ключей». У современных автомобилистов подобные знания и средства бывают редко, поэтому, даже если у мужчины возникли трудности, мы можем остановиться и помочь хотя бы советом, подсказать, как достать запаску», – рассказывает Андрей Гаращук.

В ситуационном центре ЦОДД собирается вся информация о дорожной обстановке в столице

Собственно, перекрывать улицы «Дорожный патруль» права не имеет, но координировать действия водителей и пешеходов обязан: подсказать, как лучше на месте ситуацию можно эффективнее регулировать, чем просто с камер в ситуационном центре. Поэтому такая связка необходима: как проехать, где запарковаться. По сути, сотрудники ЦОДД, работающие «на земле», – это помощники и сотрудникам ГИБДД. Ведь их штат сократился, а вот количество транспорта растет.

«ДОРОЖНЫЙ ПАТРУЛЬ» РАБОТАЕТ КРУГЛОСУТОЧНО 365 ДНЕЙ В ГОДУ НА ВСЕЙ ТЕРРИТОРИИ МОСКВЫ

Не верят в Евро

У каждого экипажа ЦОДД своя зона ответственности. Наш первый экипаж курсировал по маршруту Алтуфьевское шоссе – МКАД – Ярославское шоссе и обратно. Но первый сигнал поступил из ситуационного центра: ДТП на Ярославке, на эстакаде в левом ряду. Место – хуже не придумаешь: пробка собралась на добрый километр уже от МКАД. Никаких преимуществ желтая «люстра», установленная на Volkswagen Amarok, в общем потоке не дает. Поэтому ползем со всеми. Приползаем. В левом ряду – такси и кроссовер: не поделили ряд. Повреждения ничтожные, но водители ждут сотрудников ГИБДД… И ждут так уже 40 минут, блокируя поток машин.

«Дорожный патруль», осмотрев повреждения, уговаривает водителей оформить европротокол, сотрудники на телефоны автомобилистов делают все необходимые фотографии, сопровождают машины до ближайшей парковки и помогают заполнить уведомления в страховые компании.

Дело в том, что экипировка ЦОДД очень похожа на полицейскую, поэтому водители, особенно приезжие, предпочитают откликнуться на вежливую просьбу.

«Именно просьбу, а не требование. Приказывать у ЦОДД полномочий нет. Мы имеем право регулировать дорожное движение с помощью жезла, который, кстати, не является специальным средством. В данном случае мы обратились к водителю за помощью, он согласился. Почему? Возможно, повлияла униформа, которая похожа на форму сотрудников ГИБДД. Но хочу сказать, что на самом деле водители с каждым годом становятся все более сознательными, сами предлагают помощь. Минувшей зимой лично наблюдал неоднократно в снегопады, как водители полноприводных внедорожников помогали застрявшим бедолагам, вытаскивали съехавших в кювет», – поясняет Андрей Гаращук.  

Сотрудники довольны просторным салоном Volkswagen Amarok: «За смену не устаешь, а в обеденный перерыв можно даже вздремнуть»
СЕГОДНЯ В ПАРКЕ «ДОРОЖНОГО ПАТРУЛЯ» УЖЕ 32 СПЕЦИАЛЬНО ОБОРУДОВАННЫХ ПИКАПА VOLKSWAGEN AMAROK В ФИРМЕННОЙ РАСКРАСКЕ
Весной «Дорожному патрулю» подбрасывает работы асфальт, точнее, его отсутствие

Вообще, помимо аварий и поломок на дороге, которые, разумеется, занимают большую часть рабочего времени «Дорожного патруля» ЦОДД, сотрудники службы следят за дорожными знаками, поправляют повредившиеся ветром, регулируют вручную, если есть какая-то поломка светофора, готовы помочь завести автомобиль в мороз, используя «крокодилы», или, опять же, вытащить машину из сугроба. Но есть и более глобальные задачи. Например, в случае с массовыми мероприятиями (перекрытия дорог для демонстраций и шествий) или чрезвычайными ситуациями. Продолжает Андрей Гаращук: 

«Не так давно затопило тоннель на Волоколамском шоссе. Координация действий всех служб шла через ситуационный центр. Информация поступала к нам, а мы уже регулировали работу ведомств, докладывали руководству города. Кроме того, на месте работали наши бригады, в том числе и штабной автобус, где, кстати, присутствовали и руководители, в частности, руководитель Департамента транспорта Правительства Москвы Максим Ликсутов. Автобус имеет все необходимое оборудование, мониторы, и, главное, на месте ситуацию можно эффективнее регулировать, чем просто с камер в ситуационном центре. Поэтому такая связка необходима»

Водители, как правило, готовы помочь патрульным, например, при необходимости отбуксировать другую машину

Ну а мы снова в пути. Очередное ДТП, на сей раз с пострадавшими. Экипажи скорой и ГИБДД уже были на месте, пострадавшего увезли в больницу, но для «Дорожного патруля» работа только начинается. Сотрудники ЦОДД оградили место аварии, помогли вызвать эвакуатор, чтобы машину оттащили с проезжей части, сама она двигаться не могла, и, в отличие от сотрудников ГИБДД, остались дожидаться коммунальных служб, чтобы те очистили дорогу от обломков битого автомобиля.

«Мы не можем оставить место ДТП, пока там все не уберут, в противном случае это может привести к новым авариям. К тому же на сей раз мы зафиксировали несоблюдение правил безопасности при проведении дорожных работ: красные фонари на ограждениях не работают. Вероятно, это и стало причиной ДТП: водитель пожилой, бетонные блоки увидел слишком поздно, вероятно, не успел отреагировать и врезался в них», – говорит Андрей Гаращук.

Под покровом ночи

Ночных смен в два раза меньше, чем дневных. Это объяснимо: трафик идет на убыль, «Дорожный патруль» может быстрее добираться до мест ДТП. Мы продолжаем патрулировать столичные улицы и начинаем с необязательного, но зрелищного действа. Из кузова Volkswagen Amarok достают черный ящик.

В нем коптер, еще один помощник ЦОДД. Его достают нечасто, в нашем случае – просто чтобы продемонстрировать базовое оборудование экипажей, плюс вид красивый. Коптер профессиональный, его используют, когда в определенной зоне недостаточно камер, чтобы отследить дорожную обстановку, или какие-то камеры сломались. Ребята признались, что без особого восторга пользуются этим устройством. Конечно, операторы проходят обучение, но все же мало ли что может случиться, а стоит коптер недешево. Имущество казенное, но, во-первых, жалко, во-вторых, ответственности с оператора никто не снимал. 

Случаются в работе «Дорожного патруля» и курьезные случаи. Например, недавно на Третьем транспортном кольце появился… козел, самый настоящий. Откуда он там взялся, непонятно, но сотрудники ЦОДД поймали его и отвезли в приют. Ну а на то, что кошек из-под капота машин приходится вытаскивать регулярно, сотрудники уже особо и не реагируют – обычное дело. 

Дежурство нашего экипажа подходит к концу. Самое главное, что мы поняли спустя 12 часов непростой работы: когда в следующий раз в зеркале заднего вида мы увидим зеленый автомобиль ЦОДД, например, тот же Volkswagen Amarok, мы уступим ему дорогу. Возможно, кому-то именно сейчас очень нужна его помощь. 

Your browser is outdated!

Please get a decent browser here or there